понедельник, 11 июля 2016 г.

...УВИДЕТЬ КОКТЕБЕЛЬ…

дневник путешествий
Крым, июнь 2016


«… Лишь вечность зыблется ритмичными волнами…»



Увы, но в Крым меня привела не очередная «тропа путешественника», а дела семейные, прямо скажем, не слишком веселые. Вторую неделю я живу в Коктебеле. В том самом, легендарном, воспетом во многих творениях «серебряного века». Начало июня, но очень холодно, часто идут дожди. Погода, как говорят крымчане, совершенно не типичная для этого времени года. Переполненная всевозможными заботами и финансовыми проблемами, я совершенно не замечаю окружающей меня красоты. Или, если говорить точнее, я ее, красоту, замечаю, но как-то на уровне ума, т.е. смотрю, вижу… мозг отмечает: «да, это очень красиво, просто великолепно», - и тишина… Эмоции не рождаются, крылья за спиной не раскрываются. Я даже испугалась, - что это со мной такое? Заболела? Состарилась? Устала? 
Да. Я смертельно устала… 



И вот, наконец-то солнечный день. Ветер все еще холодный, но светит солнце, и я решаю, что сегодня пора, наконец-то, познакомиться с этим замечательным местом, куда забросила меня судьба. 


***
Так выглядела дача Волошина при его жизни.
А на переднем плане - сам хозяин
(архивное фото)



В Коктебеле с 1907 и до конца своих дней жил выдающийся поэт, философ и художник Максимилиан Волошин. В его доме побывали многие знаменитости «серебряного века». На набережной, возле дома, где он жил и где сейчас находится музей (очень интересный музей!), установлен памятник Волошину, и кажется, что здесь, в Коктебеле, до сих пор витает дух этого неординарного человека.












А это Дом-музей Максимилиана Волошина, - так дом выглядит сейчас. Здесь многое сохранилось с тех времен





А хозяин "Дома Творчества", теперь уже бронзовый, по-прежнему, в центре событий 








***
Но сегодня я решила побывать на могиле Максимилиана Волошина, на горе Кучук-Енишар. Как уверяет интернет, «там открываются прекрасные виды на город Коктебель и его окрестности». Интересно, но среди массы всевозможных указателей я нигде не видела тот, что указывал бы путь к интересующему меня месту, что странно… На всякий случай, опять спросила у mr. Google, - «Если выйти из дома (дом-музей) и встать лицом к морю, то слева можно разглядеть гору, на вершине которой находится небольшое дерево. Это и есть могила Максимилиана Волошина". Выполнила предписания, но гору с деревом на вершине не разглядела. Уточнив для верности направление у местных, я направилась вдоль берега. 



Если идти не торопясь, разглядывая по дороге все, что достойно внимания, то вдоль пляжа идти долго, около часа. Сначала надо миновать «культурный» пляж, весь утыканный зонтиками, тентами и телами загорающих. 


Вдоль этого пляжа, который тянется более, чем на километр, есть асфальтовая в «приморском стиле» улица, где каждый квадратный метр что-либо продает, - пирожки и мороженое, экскурсии на яхте и майки с надписью «Я люблю Коктебель», где играют уличные музыканты и предсказывают судьбу гадалки.




Дальше традиционный пляж сменяется более спокойным нудистским, и упирается в холм, где, казалось бы и заканчивается. Но это не так. Не помещающийся в прежние рамки коктебельский пляж, обогнув холм, продолжается еще на добрых полкилометра. Здесь все попроще и все немного недостроено. 


Кстати, о холме. Это не просто холм, здесь нашли свой последний приют основатель курорта Коктебель профессор Э. Юнге и члены его семьи.



Пляж постепенно становиться все менее обустроенным, пока, наконец, не превращается в узкую полоску мелкой гальки у подножия той самой горы, - Кучук-Енишар. Именно здесь начинается и круто берет вверх тропа, ведущая к могиле Волошина.






А день, между тем, совершенно потрясающий. Солнце, уже клонящееся к закату, и голубое, все в мелких рваных облачках, небо… И парапланы… Они взлетают именно отсюда, условно «с середины горы», и парят в бело-голубой вышине прямо над морской водой… и это безумно красиво!






Сажусь на краю холма и любуюсь, - внизу море с беловатой кромкой прибоя, а над головой грациозно парят парапланы. Вечереет, клиентов на полеты немного, и пилоты не торопясь нарезают в вышине круги, наслаждаясь хорошим ветром.









Уточняю дорогу, хотя тропа, ведущая вверх, тут, собственно, одна. И ведет она на вершину, где действительно видно совсем небольшое дерево.


Тропа восхитительна! 



















Останавливаюсь не один раз, что бы полюбоваться открывающимися видами, цветущим разнотравьем и бабочками… 

Бог мой, как же красивы цветущие холмы Коктебеля… Напоенные влагой сочные травы, фиолетовые свечки шалфея, красные вспышки запоздалых маков, белое, желтое, розовое, сиреневое…



Тропа бежит по холмам, то открывая взору морскую синеву, то вновь скрывая ее за очередным изгибом, и хочется идти без конца за непоседами-бабочками, вьющимися над тропой. Я здесь одна. Пока поднималась и спускалась, встретила не более 5-7 человек.

































Вот и вершина. Дерево, служившее ориентиром, на деле оказалось кустом шиповника с бледно-розовыми, последними уже, цветами. И рядом с ним – мраморная плита: «поэт Максимилиан Волошин. 1877 - 1932». 








И простор… Такой, что дух захватывает. На все стороны света… Коктебель, Карадаг, Коктебельский залив, холмы, луга, озеро и снова холмы, насколько хватает глаз. 










Цветущее разнотравье, аромат шалфея и чабреца, камни, одетые в разноцветье лишайников, и бабочки… Кажется, я сама готова лететь к краю горизонта… или это моя душа, наконец, проснулась и, забыв про все тревоги и проблемы, вновь обрела способность восхищаться Миром…




Спасибо, Макс! Каким же неординарным надо быть человеком, что бы вдохновлять людей не только при жизни, но и после смерти! 







Удивительное чувство, - вроде ты пришел на могилу, но не чувствуешь скорби или печали, а только восторг и большую благодарность к хозяину этой мраморной плиты. Только побывав здесь, на вершине Кучук-Енишара, можно понять, почему эти места так любил и воспевал в своем творчестве поэт и художник Максимилиан Волошин. И... УВИДЕТЬ Коктебель...

Так выглядит Коктебель, если смотреть на него с Кучук-Енишара
Место для своего последнего приюта художник выбрал сам. Интересно, что он просил не высаживать возле могилы деревья, а вместо цветов приносить морскую гальку, разноцветные камни, которые сам когда-то так любил собирать. И люди, приходя сюда, приносят с берега моря камешки… Иногда на них пишут имя или пожелания. Я не стала исключением. А деревья… пожалуй, они бы нарушили спокойную гармонию этих живописных холмов.





Солнце совсем низко. Скоро закат. Я не спеша возвращаюсь в городок. Когда идешь вниз, виды открываются по-другому. Косые лучи заходящего солнца и длинные тени от облаков создают фантастические картины, - это место просто создано для пленэров! 



…Ночью, прежде чем уснуть, я открываю в сети акварели Волошина и разглядываю их уже другими глазами. И читаю стихи…


И будут огоньками роз
Цвести шиповники, алея,
И под ногами млеть откос
Лиловым запахом шалфея,
А в глубине мерцать залив
Чешуйным блеском хлябей сонных,
В седой оправе пенных грив
И в рыжей раме гор сожженных.
И ты с приподнятой рукой,
Не отрывая взгляд от взморья,
Пойдешь вечернею тропой
С молитвенного плоскогорья...
Минуешь овчий кошт, овраг...
Тебя проводят до ограды
Коров задумчивые взгляды
И грустные глаза собак.
Крылом зубчатым вырастая,
Коснется моря тень вершин,
И ты возникнешь, млея, тая,
В полынном сумраке долин.

14 июня 1913

5 комментариев:

  1. очень понравилось! передалось настроение. Стала вспоминать что помню из его стихов.
    Жизнь, которая оставила свелый след в сердцах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Mila. Действительно, после этой прогулки я другими глазами увидела и Коктебель, и акварели Мастера, и его стихи

      Удалить
  2. Классное настроенческое. Уловилось. Жаль, не прогулялась в свое время.

    ОтветитьУдалить
  3. Карина, прочитала, посмотрела. Красота, великолепие!... что еще сказать... немного напоминает наши горы, только невысоко, и нет снежных вершин, но зато море... Хочу, хочу, хочу! туда

    ОтветитьУдалить